Обнаружен необычный минерал, которого нет на поверхности Земли

Источник фото: twitter.com

Это давемаоит, то есть перовскит силиката кальция (CaSiO3). Его не существует на поверхности Земли. Он образуется в условиях экстремального давления и температуры глубоко в мантии Земли. Открытие содержит много ценной информации о прошлом нашей планеты.

Это невероятное открытие. Этот тип перовскита из силиката кальция никогда не был замечен, но ученые предположили, что он может скрываться под поверхностью. Благодаря ему мы узнаем больше об окружающей среде в недрах нашей планеты. Крошечный минерал размером в несколько микрометров оказался в ловушке внутри алмаза.

Он был обнаружен в шахте в Ботсване. Он образовался на глубине более 660 километров, что является верхней границей нижней мантии Земли. Его путешествие из недр до поверхности тумана может занять до 1,5 миллиарда лет. Давемаоит образуется под действием очень высокого давления (более чем в 200 000 раз превышающего давление на поверхности) и высокой температуры.

New mineral davemaoite discovered inside a diamond from Earth’s mantle https://t.co/PcFYHQAp6y

— New Scientist (@newscientist) November 11, 2021

Открытие давемаоита в алмазе было совершено совершенно случайно учеными из Университета Невады. Они исследовали алмаз с помощью дифракции рентгеновских лучей, рентгеновской флуоресценции и инфракрасной спектроскопии. На основании этого было определено, что он содержит определенный тип перовскита силиката кальция.

По оценкам геологов, около 5-7 процентов нижней мантии Земли должно состоять из Давемаоит. К сожалению, это всего лишь теория, которую мы никогда не подтвердим, поскольку они образуются настолько глубоко под землей, на глубине более 600 километров, что у нас нет и, скорее всего, скоро не будет технологии для их проверки. Жалко, потому что ученые считают их своеобразной капсулой времени. Их исследования могут позволить нам узнать об истории формирования внутренней части нашей планеты, а именно об выделении тепла при распаде радиоактивных элементов, круговороте воды и углеродном цикле.

Интересно, что до открытия давемаоита ученые были уверены, что это будет чистый перовскит из силиката кальция. Об этом показали лабораторные исследования. Между тем в образце было обнаружено большое количество калия. Ученые были удивлены этим фактом, но положительно, потому что это очень ценная информация. Во-первых, очень вероятно, что мы сможем найти их больше в местах, где есть богатые месторождения этого элемента.